Полезная инфо
Медиацентр - новое слово в домашних развлечениях
Звукопоглощение – необходимость?
Практические советы по акустической обработке помещений
Домашний кинотеатр на практике: корректная расстановка АС в пом
Что нужно знать о домашнем кинотеатре: Корректируем акустику пом
Lossless форматы для «чайников»: flac, ape, wv, dts и другие
Расположение громкоговор-лей в комнате прослушивания и комн.моды
Акустика помещений: Методология поиска оптимал расположения АС
Анатомия проецирования: 3LCD, LCоS, DLP
Что такое музыкальные форматы Lossless, Lossyless, cue и WAV(WV)
3D-видео AVCHD 2.0 (MPEG4-MVC H.264/AVC): что это такое
3D телевизор: оптимальный размер экрана и расстояние до телевизо
Технология PowerLine от D-Link
Сколько мегапикселов нужно системе видеонаблюдения?
Выбор усилителя сигнала сотовой связи
Все, что нужно знать о 4К разрешении
Все-таки HD-SDI. Чему быть того не миновать
Создаем беспроводную вычислительую сеть с большим радиусом дейст
Увеличение зоны покрытия сети: WiFi или PLC повторители?
Связь по ЛЭП для локальных вычислительных сетей
Бесшовный роуминг Wi-Fi
Форматы многоканального звука. Хронология на 2013й год.
Как управлять умным домом? - распространенные способы
«Умный дом» или положительная карма в домашней автоматизации
Коррекция акустики музыкальной комнаты. C чего начать?
Расположение громкоговорителей в комнате прямоугольной формы
Как собрать и настроить систему домашнего кинотеатра
Анатомия проецирования: 3LCD, LCоS, DLP

Анатомия проецирования: 3LCD, LCоS, DLP

Рынок проекционной техники активно развивается на протяжении длительного времени, и с каждым годом появляются все новые технологии, повышающие качество изображения, удобство работы с устройствами. Но непосвященному человеку подчас трудно разобраться, что означают те или иные заявленные функции проектора и какую пользу они могут принести ему.

Мы попытаемся рассказать, что скрывается под сложными названиями технологий и функций, какие преимущества или недостатки свойственны аппаратам разных типов, что они умеют и чего от них стоит ожидать.

 

I. ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕЦИРОВАНИЯ

От того, какая технология формирования изображения применена в проекторе, зависят не только свойства картинки и точность передачи изображения по сравнению с оригиналом, но даже конструкция аппарата — под тот или иной оптический блок требуются особые схемы вентиляции, фильтрования, внутреннего расположения компонентов. Сейчас на рынке существует несколько технологий проецирования, из которых наиболее распространены три — 3LCD, DLP, LCoS.

 

Технология 3LCDТехнология 3LCD - запатентована 20 лет назад компанией Epson и с тех пор постоянно развивается. В ее основе — способность ЖК-панелей избирательно пропускать или блокировать поляризованный свет. Дихроичные (отражающие свет определенной части спектра и пропускающие остальной поток) зеркала разделяют исходящий от лампы свет на три равных потока (синий, зеленый и красный), а система обычных зеркал направляет его на три ЖК-панели. Последняя состоит из множества кристалловпикселей — на каждый из них реально подать напряжение и таким образом изменить их прозрачность. Свет, попадая на панель, либо проходит через кристаллы (полностью или частично — в зависимости от заданной прозрачности пикселя), либо нет. В совокупности пиксели панели формируют необходимые на кадре точки одного цвета, причем интенсивность цвета может быть различной. После ЖК-панелей свет попадает в особую призму, которая из трех потоков собирает один — содержащий уже все цвета. Наложение света трех цветов разной интенсивности формирует практически любые краски. Готовая картинка, полученная на выходе из призмы, в итоге и проецируется на экран.

Следует отметить некоторые нюансы технологии. В частности, особенности строения ЖК-панели накладывают отпечаток на характеристики проектора. Так, пиксели, составляющие панель, не прилегают друг к другу плотно: между ними есть зазоры, необходимые для того, чтобы проложить электроды для подачи напряжения. Чтобы световой поток не уменьшался, попадая на эти непрозрачные участки, перед ЖК-панелями помещают систему микролинз, фокусирующих свет и направляющих его строго на поверхность пикселей. С одной стороны, это позволяет сохранить световой поток, то есть сделать проекторы максимально яркими. С другой — незначительная часть света, направленного линзой, попадает на пиксель не строго под прямым углом, а с небольшим отклонением. Поэтому малое количество света способно проникнуть сквозь «закрытый» для перпендикулярно направленного луча пиксель. В результате контрастность 3LCD-проекторов может быть немного ниже, чем у аппаратов на основе других технологий.

В настоящее время на рынке 3LCD-проекторов все большее распространение получают ЖК-панели с неорганическим выравнивающим слоем (их также называют неорганическими панелями, однако это не совсем верно — сами кристаллы органического происхождения, неорганический лишь слой-подложка). Если на обычной ЖК-панели все кристаллы изначально развернуты так, чтобы пропускать свет («открыты»), и в закрытое для света состояние их переводят электрическим импульсом, то на панели с неорганическим слоем они «закрыты» с самого начала, и импульс, наоборот, открывает их. Это свойство позволило добиться большей контрастности и более качественной цветопередачи панелей, а также повысило их устойчивость к воздействию ультрафиолета. Такие панели применяют в своих проекторах компании Sony и Epson. Среди «плюсов» можно также отметить, что в 3LCD-проекторах нет каких-либо движущихся частей (кроме вентилятора охлаждения), и это положительно сказывается на их ресурсе и надежности.

К «минусам» технологии 3LCD принято относить тот факт, что с течением времени ЖК-панели, подвергающиеся воздействию света и других факторов, выгорают. В результате картинка блекнет. Однако постоянное совершенствование технологии изготовления панелей привело к тому, что срок жизни матриц значительно увеличился по сравнению с более ранними образцами. Оптический блок 3LCD-проектора не герметичен — пыль, табачные смолы и другие взвеси, содержащиеся в окружающем воздухе, губительно сказываются на сложной системе поляризаторов и панелей. Поэтому для таких аппаратов крайне важна качественная фильтрация воздуха. В помещениях с большим содержанием пыли или дыма лучше устанавливать специальные модели с повышенной защитой (Epson EMP-6110 и EMP-260/280, серия Panasonic PT-LB80, серия Sanyo PLC-XP/ XF/XC и модели Sanyo PLC-XTC50L/WTC500L). 3LCD-проекторы весьма распространены на рынке, их производят такие компании, как Epson, Sony, Sanyo, Panasonic, NEC, Canon, Mitsubishi, Sharp и многие другие.

 

LCоS (Liquid Crystals on Silicon) — технология, отчасти родственная 3LCD. В ее основе тоже ЖК-панели, однако не просветные (как у 3LCD), а отражающие. Фактически название технологии переводится как «жидкие кристаллы на кремниевой подложке», и именно подложка обеспечивает особые свойства панелей. Свет, разделенный на три потока, попадает на панели, проникает сквозь них (либо блокируется — как и в случае просветных ЖК-панелей), затем отражается и вновь проходит через кристаллы. Далее все три потока поступают в собирающую призму, которая формирует конечную картинку.

Такое строение оптического блока LCoS-проектора имеет свои «плюсы». Например, благодаря тому, что свет проходит сквозь «затемненные» пиксели панели дважды, у таких аппаратов легче добиться высокой контрастности. Кроме того, для них менее значима проблема «сетки»: если в просветных ЖК-панелях электроды приходится проводить между пикселями, то в панели на кремниевой подложке их подводят сзади. LCoS — общее и наиболее известное, но не единственное название данной технологии, есть и другие — SXRD (применяется в кинотеатральных моделях и аппаратах для больших кинозалов от компании Sony), D-ILA (разработанная JVC, также используется в проекторах для домашнего кино). В сегменте аппаратов для бизнеса и образования LCoS можно встретить в моделях серии XEED компании Canon (технология AISYS).

DLP — распространенная технология, конкурирующая с 3LCDDLP — распространенная технология, конкурирующая с 3LCD. Важнейший элемент DLP — DMD-чип (Deformable Mirror Devices — «деформируемые зеркальные устройства»). Он содержит множество микрозеркал, их число соответствует разрешению матрицы (то есть одно зеркало — один пиксель). Зеркала подвижны и способны менять угол наклона. Соответственно, они могут направлять отраженный свет либо в объектив, либо в поглотитель света. Благодаря этому даже у базовых моделей DLP-проекторов очень высокая контрастность. Все DMD-чипы производит компания Texas Instruments.

Различают проекторы на основе одного DMD-чипа (их обычно именуют одночиповыми или одноматричными) и трех (трехчиповые, трехматричные). Несмотря на то что в обоих видах применены микрозеркальные матрицы, по характеристикам и свойствам это аппараты совершенно разных классов.

Одночиповые DLP-проекторы. Чтобы придать лучу тот или иной цвет, в таких устройствах используют цветофильтры — так называемые цветовые колеса, поделенные на сектора разных цветов (обязательно присутствуют красный, синий и зеленый сегменты). Когда свет проходит через сектор определенного цвета и попадает на матрицу, зеркала отражают его либо на экран, либо (если в определенных точках картинки он не нужен) в светопоглотитель. В этот момент на экране появляется одноцветная картинка (красная, зеленая или синяя). Человек же видит многоцветное изображение потому, что частота вращения колеса невероятно высока — глаз просто не фиксирует смену картинок, для него все краски сливаются в нужные цвета. Впрочем,иногда все же заметно некоторое мерцание и расслоение (обычно в динамичных сценах, когда изображение движется быстрее, чем картинки накладываются друг на друга) — это явление называют «эффектом радуги». Частые и длительные просмотры подобных изображений у некоторых людей могут вызывать усталость и дискомфорт глаз (в некоторых странах для работы в школах, а также в местах повышенной ответственности рекомендованы к использованию проекторы других технологий). «Эффект радуги» порой наблюдается у моделей со скоростью вращения цветового колеса 7200 оборотов в минуту и практически не заметен у проекторов с частотой вращения 10 800 об/мин (такие проекторы выпускает, например, компания Sharp).

Микрозеркала имеют два положения — с отражением в объектив и на светопоглотитель. Чтобы получить с их помощью полутона, требуется мощный видеопроцессор, виртуозно управляющий частотой и длительностью смены положений зеркал.

К отрицательным сторонам одночиповых DLP-проекторов относят снижение мощности светового потока из-за отражения: если какой-либо сегмент не задействован в формировании цвета, то приходящаяся на него доля луча не попадает на экран. В результате теряется до трети потока. Соответственно, требуется более мощная лампа, чтобы компенсировать потери. Энергия света, «невыпущенного» наружу, частично уходит на нагрев аппарата, поэтому DLP-модели требуют хорошей вентиляции корпуса.

Количество сегментов цветового колеса и их размеры бывают различны. Основные цвета — красный, синий и зеленый — присутствуют всегда. Но, чтобы увеличить долю светового потока, попадающую на экран, часто добавляют четвертый, прозрачный, сегмент (так называемый белый). Чем больше площадь этого сектора, тем больше света попадет на экран, но тем меньше пройдет через цветные сектора, что негативно скажется на цветопередаче. Колеса с широкими белыми секторами применяют обычно в проекторах для презентаций — для устройств, работающих в хорошо освещенных помещениях в первую очередь важна мощность светового потока.

В аппаратах для домашнего кинотеатра прозрачный сегмент или невелик, или вовсе отсутствует — для этих моделей важнее цветопередача, да и показывают они обычно при затемнении. Зато колесо может состоять из шести или семи секторов — каждый из основных цветов продублирован, что позволяет за один оборот колеса дважды пропустить свет через сегмент определенного цвета. Увеличиваетсячастота смены кадров и, как следствие, улучшается качество передачи динамичных сцен. Иногда колесо кинотеатрального проектора содержит также небольшой темно-зеленый сектор.

Для улучшения цветовой палитры проекции Texas Instruments разработала и внедрила технологию BrilliantColor: к трем цветным сегментам добавили маленькие сектора желтого и голубого цвета, а также ввели новые алгоритмы обработки изображения. Часто такое пятицветное колесо снабжают еще и шестым прозрачным сектором (обычно у портативных аппаратов для презентаций). В некоторых моделях проекторов установлены два колеса (система спаренных колес), однако DMD-чип у таких аппаратов один (например, Sanyo PDG-DET100L).

К числу достоинств DLP-проекторов относят не только высокую контрастность, но и большую устойчивость к негативным факторам окружающей среды: оптический блок DLP-модели практически герметично закрыт, в него не попадет пыль (в некоторых моделях даже не предусмотрен фильтр). Тем не менее для работы в запыленных помещениях лучше применять проекторы с фильтром, ведь частицы пыли могут навредить не только оптическому блоку, но и другим механизмам. Наконец, оптическая система DLP несколько легче, чем 3LCD, поэтому на ее основе проще создавать ультрапортативные модели с малым весом.

Одночиповые DLP-проекторы, как и 3LCD-модели, широко представлены на рынке марками Sharp, Optoma, InFocus, Mitsubishi, NEC, Acer, Projectiondesign, Casio, LG, ViewSonic, Sanyo и другие.

Трехчиповые DLP-проекторы — мощные и дорогие, лишенные недостатков одночиповых собратьев. Как понятно из названия, у них три DMD-матрицы: каждая управляет передачей только одного цвета. Цветового колеса нет. Поток света проходит через особую призму, разделяющую его на три луча синего, зеленого, красного цвета, которые соответственно попадают на микрозеркальные матрицы. «Эффекта радуги», равно как и потери света, у трехматричных моделей не наблюдается, хотя уровень контраста по-прежнему высок. Примеры моделей: Sharp XG-P610X, Panasonic PT-DW7000E/E-K и PT-D7700E/E-K, Projectiondesign F80.

 

LED (Light Emitted Diode). Проекторы, выполненные по этой технологии, часто выделяют в самостоятельный класс, хотя с точки зрения деления по системам проецирования это не так. LED — не способ формирования картинки, а источник освещения: вместо мощных газоразрядных ламп, применяемых в обычных проекторах, в LED-аппаратах установлены светодиоды.

Что касается технологии проецирования, то среди LED-проекторов встречаются модели на основе и DLP, и 3LCD, и даже LCoS. Но по характеристикам, а порой и по назначению они сильно отличаются от своих «старших» собратьев, причина этого — как раз особенности источника света. Светодиоды здесь с низким энергопотреблением и очень большим срокомслужбы: если газоразрядная лампа сверхвысокого давления работает от 2000 до 6000 часов, то блок LED — в среднем 20 000 часов. Пока светодиоды выработают свой ресурс, пройдет много лет.

С другой стороны, в плане светового потока светодиодам далеко до разрядных ламп. Если ультрапортативный ламповый проектор выдает сейчас в среднем 2000–3000 ANSILm, то LED-аппараты — до 300 ANSI-Lm.

Устройству такой мощности потребуется полное затемнение, чтобы картинка не была тусклой, а это не всегда удобно. Поэтому у LED-проекторов на данный момент довольно узкая специализация — аппараты для мобильных презентаций и карманные проекторы. «Мобильные» — это модели, питающиеся от сети, схожие по функциям с ламповыми проекторами: у них достаточно большой набор разъемов, разнообразные настройки, пульт ДУ. К таким моделям относится, например, LG HS-102 — на базе DLP и со световым потоком 160 ANSI-Lm.

«Карманные» проекторы — особый вид, редко встречающийся на проекционном рынке и весьма специфичный. Они сверхлегкие (100–200 г) и очень компактные — помещаются на ладони. Их мощность крайне мала даже по сравнению с мобильными LED-аппаратами, зато они питаются от аккумулятора и готовы к показу в любой момент — даже там, где нет электросети. Источники сигнала, на которые ориентированы такие модели: ноутбуки, КПК, мобильные телефоны и другие подобные девайсы. Примером этого вида проекторов может служить новый аппарат MPro120 от компании 3М, длина которого 12 см, а вес — 154 г.

Ничего подобного среди ламповых проекторов нет — и лампа, и система ее охлаждения весят немало, нуждаются в более крупном корпусе и значительном энергопотреблении.

 

II. ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЕКТОРА

Выбирая проектор, стоит заранее обдумать — в каких условиях и с каким изображением он будет работать. Для показа презентаций в сфере бизнеса и образования, важнейшими характеристиками аппарата, пожалуй, являются световой поток и разрешение матрицы.

 

Световой поток — одна из основных характеристик проектора. Часто ее также называют яркостью, хотя это не совсем верно. Фактически это мощность светового излучения. Измеряют его по методике американского института ANSI, единица измерения — люмен (ANSI-Lm). Световой поток имеет большое значение, поскольку, чем он выше, тем ярче и четче будет картинка на экране. Так, на одном и том же экране проецируемый белый фон у менее мощного проектора кажется тусклее, чем у более мощного.

Кроме того, модель с высоким световым потоком способна проецировать различимую картинку в освещенном помещении, в то время как маломощное устройство потребует затемнения — иначе картинка будет очень бледная. Световой поток ультрапортативных проекторов обычно колеблется в пределах 1500–3000 ANSI-Lm — этой величины вполне достаточно для показа в помещениях с незначительной освещенностью или затемненных. Инсталляционные многоламповые аппараты способны выдать не только 5000, но и более 10 000 ANSI-Lm. Изображение, проецируемое ими, даже в хорошо освещенных помещениях будет ярким и четким, а белый цвет — действительно белым.

В технических характеристиках проектора обычно указывают две величины светового потока — максимально возможную и в экономичном режиме (поскольку в режиме сниженной мощности лампа способна проработать значительно дольше, чем при максимальной нагрузке).

 

CLO (Color Light Output) — цветовая отдача (цветовая яркость). В отличие от светового потока, величину которого измеряют исходя из яркости проецируемого белого поля, CLO определяют по яркости трех основных цветов — синего, красного и зеленого. Характеристика призвана показывать не интенсивность светового излучения как такового, а интенсивность и соответственно качество именно цветопередачи. Внедрена она недавно, измеряют CLO ограниченное число компаний — например, Sony, Epson, Canon.

 

Контрастность — еще одна важная характеристика. Она показывает отношение освещенности самого светлого участка проекции (белого) к освещенности самого темного (черного). Чем она выше, тем лучше проектор передает глубину темных сцен и тем больше резкость изображения.

Но следует учесть несколько факторов. Измерения контрастности могут проводиться по разным методикам, результаты замеров по которым часто различаются. Наиболее распространенная методика — определение контраста по белому и черному полю, хотя применяют и другие — например, когда проецируют изображение в виде шахматной доски. Играет роль и освещенность помещения, где установлен проектор.

В лабораторных условиях контрастность измеряют при полном затемнении, однако в реальной жизни проектор работает обычно и в частично освещенном месте, и при сильной засветке, при этом освещенность белого поля и глубина черного ухудшаются, а показатели контраста снижаются по сравнению с максимально возможным значением. Поэтому кинотеатральные проекторы, для которых контрастность наиболее важна (ее значение может составлять десятки тысяч к единице), предназначены для показа в затемненном помещении. Для проекторов, работающих в освещенных офисах и учебных классах, контрастность обычно имеет меньшее значение, чем световой поток, и ее средние показатели составляют 500:1–2000:1 для LCoS и 3LCD-устройств и 1500:1–3000:1 для DLP-моделей.

 

Разрешение матрицы и соотношение сторон. Проецируемая картинка на экране состоит из ограниченного количества пикселей, соответствующего разрешению матрицы — числу микрозеркал на DMD-чипе (у DLP-проектора) либо пикселей на ЖК-панели (у 3LCD- или LCoS-аппаратов). Если размер изображения, подаваемого на проектор, больше, чем разрешение матрицы, картинка подвергнется компрессии — обработке видеопроцессором проектора. В результате изображение будет уменьшено и «вписано» в матрицу, но его качество несколько снизится.

Разные модели проекторов ориентированы на показ изображений различных форматов. Помимо собственно разрешения, о назначении аппарата можно судить по соотношению сторон его матрицы. У проекторов, созданных для работы со стандартными ПК, отношение длинной стороны матрицы к короткой составляет 4:3. Массовый выпуск широкоформатных ноутбуков в последние годы привел к росту моделей со сторонами картинки 16:10. Стандарт для показа кинофильмов (16:9) в качестве базового разрешения у бизнес-проекторов встречается крайне редко, зато широко распространен среди моделей для домашнего кинотеатра.

Разрешение матрицы принято указывать цифрами или буквенными обозначениями. Например, наиболее распространенное в сфере проекторов для бизнеса разрешение — XGA (1024х768 dpi). «Расширенный» вариант XGA с соотношением сторон 16:10 носит название WXGA (Wide XGA) и составляет обычно 1280х800 dpi. Из более «крупных» разрешений можно отметить SXGA (1280х1024 dpi), SXGA+ (1400х1050 dpi), WSXGA (1600х1024 dpi), UXGA (1600х1200 dpi), WUXGA (1920х1200 dpi).

Модели с разрешением WXGA и выше, способные принимать сигнал HD (1280х720 dpi) и показывать его без компрессии, относят к классу HD Ready устройств. Некоторые аппараты для бизнеса имеют разрешение Full HD (Sony VPL-FH300L, Mitsubishi FL6900U/ FL7000U, Sanyo PDG-DHT100L, Panasonic PT-DW10000E, Projectiondesign F10/F32/M25) и ориентированы на показ сложной графики — 1920х1080 dpi с соотношением сторон 16:9. Этот же формат может «вписаться» в разрешение WUXGA (например Canon XEED WUX10, Epson EB-Z8000WU, Panasonic PT-DZ12000E и PT-DZ6710E, Projectiondesign F30/F80) с соотношением сторон 16:10. Существуют аппараты и с более высоким разрешением (до 4K, матрица которых в четыре раза больше, чем у Full HD проектора), их используют в кинозалах.

 

III. ФУНКЦИИ НАСТРОЙКИ

Эти функции помогают подготовить аппарат к работе в различных условиях и подстроить его под показ разных типов изображений.

 

Цифровая коррекция трапецеидальных искажений («трапеции»). Есть практически у любой модели. Если корпус устройства при проецировании наклонен, то луч света падает на экран не перпендикулярно, а под углом. Проекция получается не прямоугольной, а трапециевидной. Аппарат умеет исправлять этот дефект, изменяя форму исходного изображения и компенсируя искажения. В итоге картинка все равно будет правильной формы, хотя возможно незначительное ухудшение качества.

Большинство проекторов корректируют «трапецию» по вертикали (чаще всего при работе приподнимают переднюю часть корпуса проектора, что и приводит к деформации картинки), но некоторые модели — как правило, инсталляционные — способны поправить и искажения по горизонтали.

Автоматические настройки. Помогают быстро настроить аппарат перед показом (особенно удобно, если проектор используют в мобильных презентациях и часто перевозят).Если раньше докладчик вынужден был вручную выбирать из списка нужный ему видеовход, «на глазок» корректировать трапецеидальные искажения и резкость, то теперь многие проекторы умеют выполнять все эти действия сами, буквально при одном нажатии кнопки. Точность автонастройки достаточно велика, редко когда приходится вручную исправлять погрешности аппарата. Функции чаще всего встречаются у портативных устройств.

Черная/зеленая доска, цветной фон. Функция предназначена для случаев, когда вместо экрана используют школьную доску (черного или зеленого цветов) либо просто гладкую стену светлого оттенка (голубой, бежевый, светло-серый и т. д.). В списке цветов фона выбирают нужный, и проектор корректирует тона картинки так, чтобы искажение было минимальным.

Режимы показа (предустановленные режимы). Разные типы контента требуют особых настроек. Так, презентация потребует высокой яркости экрана и четкости, чтобы зрителям лучше был виден текст, а для показа графики важно, чтобы проектор точно передавал цвета оригинала. Настраивать параметры показа (яркость, контраст, оттенки) каждый раз при смене типа контента неудобно. Поэтому сейчас почти все аппараты хранят в памяти несколько вариантов готовых настроек: достаточно выбрать из списка нужный режим. Причем готовые настройки не жесткие — пользователь может внести корректировки в эти режимы на свой вкус. Более того, многие аппараты позволяют настроить и сохранить собственные режимы (чаще один, реже несколько) — их называют «пользовательскими».

Lens Shift (сдвиг/смещение объектива). Технология, применяемая обычно в инсталляционных и домашних моделях. Разрешает смещать проецируемую картинку относительно изначальной оси проекции аппарата (например, устройство может быть расположено не строго напротив экрана, а ближе к его краю, но проекция при этом будет ровно посередине экрана).Важно, что изменение позиции картинки происходит не за счет цифровой коррекции, а благодаря настройке оптики объектива — качество изображения в этом случае остается неизменным. Функция важна, если зал устроен таким образом, что поместить проектор посередине невозможно. Настройку производят, как правило, один раз при установке на новом месте.

Сменные объективы (сменная оптика). Функция, присущая профессиональным инсталляционным аппаратам. Заключается в возможности оборудовать проектор объективом с нужным фокусным расстоянием. Модели со сменной оптикой чрезвычайно гибки в плане установки: если поставить короткофокусный объектив, устройство сможет работать вблизи от экрана; если длиннофокусный — аппарат будет проецировать издалека. Количество опциональных объективов разное.

 

IV. ТЕХНОЛОГИИ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ

Традиционно для показа картинки с источника сигнала (ПК или видеотехники) применяют проводные соединения, подключая кабели к определенным разъемам. Однако в последнее время стали развиваться альтернативные технологии передачи данных — через универсальный порт USB, по локальной сети и даже вообще без использования проводов.

Wi-Fi (беспроводное подключение). Обычно внедряют в легких мобильных проекторах, а также в моделях для образования: к таким аппаратам могут подсоединяться докладчики или преподаватели со своими ноутбуками.

Беспроводное соединение обеспечивает модуль Wi-Fi — встроенный в корпус аппарата (Sony VPL-DX11, VPL MX25, Sanyo PLC-XU88/ XL51/ XU355/ WXU700, Casio XJ-S47/S57) либо внешний. Как правило, внешние модули подключают через USB-порт (Casio XJ-S47/S57, InFocus IN3102/3104 и другие модели этих производителей) или специальные слоты для карт. Бывают и исключения: так, в линейке Epson EB-1700 модуль устанавливают в специальный слот на корпусе.

Проектор соединяют с беспроводной сетью через общую точку доступа либо напрямую с ПК. Правда, прямая связь возможна, только если на ПК установлено приложение Windows Vista Network, а проектор поддерживает работу с ним (на таких моделях обычно есть ярлычки Certifi ed for Windows Vista). Зато установка соединения при наличии этого ПО заметно упрощается и занимает считаные секунды. Кстати, некоторые производители дополнительно позаботились о быстрой настройке соединения и разработали специальные USB-накопители: их подключают к ПК, и они сами производят настройку связи под конкретный проектор. Многие модели поддерживают не только передачу через Wi-Fi статичных изображений, но и видео (в рамках пропускной способности канала).

USB-Display, DisplayLink — новая технология, применяемая в проекционном оборудовании сравнительно недавно. Изначально была разработана для мониторов, чтобы на них можно было передавать сигнал с ПК через USB-порт. Проекторы, поддерживающие данную технологию, способны получать посредством USB-кабеля изображение, звук, видео (качество соответствует пропускной способности кабеля). Устройством, подключенным таким образом, можно управлять с ПК. Технология реализована в моделях Epson (EB-1725/1735W, EB-824/825/826 и др.) и InFocus (IN3104, IN1102).

Передача данных по локальной сети —встречается довольно редко. Наличие порта LAN (RJ-45) еще не означает, что аппарат сможет получать изображение для проецирования по LAN-сети. Чаще всего этот порт применяется для дистанционного управления и диагностики состояния устройства. Бывает также, что обе технологии объединены — и передача данных, и мониторинг.

Презентация без участия ПК. Встречается чаще у мобильных аппаратов. Обычно это показ с USB-носителей, подключенных через порт USB типа А. Как правило, проектор способен проецировать файлы JPEG, а вот для показа презентации PowerPoint требуется предварительная ее обработка в программеконвертере (называются по-разному, всегда прилагаются на CD к проектору). Это ПО преобразует презентацию в череду картинок JPEG, при этом может незначительно пострадать качество изображения. В таком виде функция реализована в моделях Epson, Casio, InFocus, Sanyo, Canon. Напрямую (без конвертации) с презентациями работают аппараты Sony VPL-DX11 VPL-MX25, они же способны проецировать видео с USB-флешки. Некоторые производители (Epson, Casio, InFocus) выпускают документ-камеры, которые можно подключить через USB-порт к проектору, тогда аппарат будет проецировать на экран документы и изображения, заснятые камерами. В редких случаях проекторы готовы показывать контент с SD-карт.

 

V. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ

Самый простой способ управления проектором — с помощью пульта ДУ с инфракрасным излучателем или посредством панели управления на корпусе. Но бывает, что использование пульта или панели вызывает трудности (например, если аппарат подвешен под потолком или в помещении установлены несколько устройств одной марки). Помогут в этих случаях некоторые специальные функции.

Дистанционное управление (диагностика) по сети. Доступно для моделей, имеющих LAN-порт. Проектор прописывают в локальной сети, после чего его можно наблюдать удаленно — включать и выключать, следить за состоянием лампы, температурой и другими параметрами. Сейчас большинство моделей не требуют особого программного обеспечения для этой функции: все действия выполняют с помощью web-браузера (у аппарата есть своя web-страничка, на которой содержится вся информация). Тем не менее отдельно приобретенное ПО и дополнительные аппаратные средства (модули дистанционного контроля) позволяют управлять сразу несколькими проекторами, а в случае поломки — сообщать администратору о проблеме по e-mail (вплоть до того, что сигналы о разных неполадках будут разосланы разным специалистам). Программы работают обычно по стандарту PJ-link.

Проводное ДУ. Предназначено для подстраховки в тех случаях, когда управление проектором с помощью ИК-сигналов невозможно или затруднительно (например, если между проектором и пультом есть преграды, мешающие распространению волн). Аппарат соединяют с пультом посредством специального провода — на панели разъемов для него предусмотрено отдельное гнездо (как правило, 3,5 mini-jack). Проводным ДУ оснащают обычно инсталляционные аппараты.

Управление несколькими проекторами с одного пульта. Удобно при использовании нескольких проекторов одной марки или модели. Отдавать команды аппаратам можно с одного пульта, при этом не возникнет риск, что вместо одного проектора на сигнал отреагирует другой (для которого команда не предназначалась). Пульт с поддержкой этой функции отдает сигналы с разными частотами, но, чтобы система работала, требуется заранее настроить и пульт, и проекторы. Каждому аппарату присваивают свой номер, его и выбирают на пульте, когда необходимо отдать команду этому конкретному устройству.

 

VI. ФУНКЦИИ ЗАЩИТЫ

Специфика работы проектора такова, что он часто находится в людных местах — учебных классах, на выставках, в общественных зданиях. За ним не всегда можно уследить, поэтому аппарат нуждается в защите. Защитные функции и приспособления направлены на решение двух задач: не допустить к управлению посторонних лиц и не позволить украсть устройство.

Контроль доступа осуществляют обычно двумя путями: установкой пароля, не набрав который пользователь не сможет управлять проектором, либо блокировкой панели управления — тогда аппарат будет слушаться команд только с пульта. Эти функции реализованы в большинстве проекторов. У некоторых производителей есть модели вообще без панели управления — только с пультом ДУ (Epson, Panasonic). Его в любом случае проще спрятать от посторонних, чем весь проектор.

С кражей сложнее. Никакие программные средства не помешают злоумышленникам унести аппарат. Особенно подвержены риску быть украденными маленькие и легкие портативные устройства, ведь их достаточно в суматохе спрятать под одеждой. Поэтому на них размещают специальные крепления — это может быть стальная скоба, в которую продевают цепь, или порт Kensington (кенсингтонский замок, Kensington lock) — отверстие в корпусе, куда вставляют особый запирающий механизм с тросом.

Для стационарных аппаратов применяют и другое средство защиты — сигнализацию. В этом случае в корпус помещают датчик, реагирующий на вибрацию: если кто-то поднял и попытался перенести проектор, система начнет издавать громкие привлекающие внимание звуки. Механизм активации и отключения сигнализации может быть реализован по-разному. Распространенный вариант — кнопочный — для отключения необходимо набрать код с помощью клавиш (например в некоторых стационарных моделях Sanyo). Существует и другой вид, когда для деактивации требуется вставить в особое гнездо ключ; если ключа нет — система активна (модели Mitsubishi). При этом вовсе не обязательно отключать защиту при каждом использовании аппарата, проектор может спокойно работать и под сигнализацией — лишь бы его не передвигали.

 

VII. ФУНКЦИИ, ОБЛЕГЧАЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Во время презентации докладчик иногда выступает один, без коллеги-дублера, помогающего управлять проектором и ПК. Порой действительно приходится бегать от экрана к ноутбуку, переключая кадры или выбирая контент. Но некоторые аппараты оснащены удобным инструментом, решающим эти проблемы, — пультом ДУ с поддержкой презентационных функций.

Такие модели можно соединить с компьютером с помощью USB-кабеля (обычно на панели разъемов проектора для такого подключения есть порт USB типа В). Тогда сам аппарат начнет транслировать на ПК команды, получаемые с пульта, а ПК в свою очередь их выполнять. С помощью такого тандема возможно перемещать курсор мыши по экрану, имитировать нажатие правой и левой клавиш мыши, перелистывать слайды. Для всех этих действий на пульте предусмотрены специальные кнопки.

Есть и другие функции пульта, не требующие USB-соединения, но весьма полезные во время доклада. Например, различного рода указатели. Самый простой вид — лазерная указка. Лазер расположен непосредственно на пульте и срабатывает при нажатии на особую клавишу. Более разнообразны экранные указатели — курсоры различных форм (от маленьких стрелок до длинных полос, которые помогут подчеркнуть какую-либо строчку или слово в презентации). Такой указатель формирует на экране сам проектор, а перемещают его с помощью клавиш навигации.

Функция «светового пятна»Еще одно средство сделать акцент на деталях презентации — световое пятно. Если активировать эту функцию, аппарат затемнит большую часть картинки, оставив освещенным небольшой участок. Пятна бывают разных форм (круглые, прямоугольные) и размеров, их также можно перемещать по экрану.

Контрольный монитор — распространенная функция, встречается у моделей разных классов. Заключается в способности вывести копию проецируемой картинки на монитор, подключенный к проектору (для него предназначен выход VGA на панели разъемов). Функция облегчает докладчику контроль над ходом презентации, если он стоит спиной к экрану — ему не нужно оборачиваться, ведь на мониторе все видно.

Картинка в картинке (Picture in Picture,PiP), картинка и картинка (Picture and Picture, PaP). Позволяют выводить на экран два изображения с разных источников. В случае PiP одно из них займет площадь экрана, а другое — Текст статьи с сайта: www.business-tools.ru янв.2011

© Синетек 2004-2024
  карта сайта           обратная связь         контакты         рассылка