Acoustic Energy (AE)
ADCOM
Agile
B&W Bowers&Wilkins
BDI
Bell'o
Canton
Castle Acoustics
Ceratec
Dali
Denon
Diapason
Dynaudio
EAD
Genelec
Isophon
KEF
Lexicon
M&K Miller & Kreisel
Meridian
Mirage
Myryad
NAD
Nakamichi
Onkyo
Piega
Pioneer
Revox
Rotel
Schroers&Schroers
SIM2 Multimedia
T+A
Theta Digital
Vienna Acoustics
Wave Control
Сlasse Audio
КАТАЛОГ / THETA DIGITAL

Философия


Theta Digital

Беседа с основателем и президентом Нилом Синклером и менеджером по продажам в США Марией Кардас

Гарри Ребер
Журнал Widescreen Review Февраль 2002 г.(том 11, номер 2, выпуск 57)
www.WidescreenReview.com

Философия TD

Цель моего интервью на страницах Widescreen Review (WSR) - попытаться понять философию разработки источников и усилителей класса high end с одной стороны, и с другой - помочь нашим читателям разобраться в возможностях апгрейда для реализации "лучшего из возможного" в системе домашнего кино или многоканальной музыки. Нам посчастливилось, что основатель и президент Theta Digital Нил Синклер принял наше приглашение. Мария Кардас, менеджер Theta по продажам в США, сопровождала Нила в наш новый офис. Непосредственно перед началом беседы Мария установила в наш эталонный контроллер Casablanca II новые серьезно доработанные ЦАПы, получившие название Xtreme ("экстремального" качества). Эти новые ЦАПы представляют собой последнее слово в разработке и качестве звучания цифро-аналоговых преобразователей.

Гарри Ребер, Widescreen Review:Я хотел бы начать с обсуждения двух ключевых элементов многоканальной системы звука, будь то многоканальная система звука или домашний кинотеатр с многоканальным аудио. Эти элементы - источники и усилители. Источник накладывает ограничения на разрешение сигнала всей системы, и ни один компонент в цепи усиления не способен воссоздать информацию о сигнале, которая утрачена или повреждена на стадии источника. Какая конструкторская философия и идеология качества реализуются в источниках Theta Digital?

Нил Синклер, Theta Digital:По сути, наша философия покоится на двух аспектах. Первый, с умом сохранить все, что есть в сигнале, не привнося изменений. Как, если бы я был, журналистом, как вы Гарри, я бы писал статьи, но не передовицы. На Theta мы применяем тот же подход к музыке и видео компонентам. Мы хотим понять, что звукорежиссеры или кинорежиссеры хотят, чтобы мы услышали и увидели, без прикрас.
Второй, мы пытаемся избежать морального устаревания. Поскольку высококлассные компоненты дороги, мы разрабатываем их с прицелом на многолетнюю эксплуатацию, даже в период технических перемен. В свои компоненты мы закладываем возможность обновления и модернизации в виде "апгрейда" (модернизации).
Цифровые технологии позволяют разработчикам применять множество обходных путей, что хорошо для нетребовательных меломанов и киноманов, так как обеспечивает дешевизну компонентов начального уровня качества. Кроме того, это хорошо с той точки зрения, что прибыли от продажи массовой продукции инвестируются в высокие технологии, которые дорабатываются и используются компаниями вроде нашей.
На Theta, мы считаем свои долгом доводить все до совершенства и выходить за рамки малозатратных решений, которые востребованы массовым рынком. Также мы всегда находимся в курсе всех передовых достижений в областях, выходящих за рамки бытовой аудио-видео электроники. Например, прогресс в области повышения мощности профессионального программного редактора цифровых спецэффектов может оказаться избыточным для массового продукта, но очень поможет улучшить ключевой продукт Theta. Или это изобретение позволит телефонной компании обеспечить передачу большего числа сигналов на большее расстояние при снижении уровня шумов.

Мария Кардас, Theta Digital:В своих транспортах и процессорах предусилителей мы уделяем большое внимание изоляции и экранированию сигналов - аналоговых от цифровых, и аудио от видео. Изоляции подвергается каждый тип сигнала и каждый каскад внутри сигнального тракта. Сигнал, таким образом, остается нетронутым, ведь каждый сигнал или каскад сигнала вызывает искажения в любом другом сигнальном тракте.
Мы начали эксперименты с изоляцией сигналов в середине восьмидесятых, пытаясь обеспечить разрешение уровня high end при воспроизведении компакт-диска на нашем транспорте и ЦАПе. Уже тогда мы знали, что цифровой сигнал вызывает шумы в аналоговом сигнале, ток питания вызывает шумы в аналоговом и цифровом сигнале, видео сигнал также вызывает шумы, и так далее. Мы многому научились в наших исследованиях этого и других аспектов, влияющих на качество воспроизведения, например: как управлять мощностью, как обеспечить максимальную изоляцию, сколько использовать трансформаторов, сколько выпрямителей и где. На основе этого массива знаний мы разработали наши высококлассные процессоры предусиления для систем домашнего кинотеатра и видео транспорты.

Синклер: Недорогие аудио плееры все сотканы из компромиссов для снижения их стоимости. На самых простых применяется импульсный блок питания, который запитывает все узлы устройства, тогда как сервомеханизмы лазера совершенно губительно влияют на все сигналы. На Theta мы разработали индивидуальный блок питания для каждого узла DVD-плеера. Поэтому наши плееры тяжелые. И, судя по рекламе, другие компании пытаются копировать этот подход. Они заявляют, что на их аппаратах применено "12 блоков питания", когда в действительности имеется только один блок, но с 12-тью ступенями выпрямления. Это, конечно, обеспечивает некоторую изоляцию, но все-таки все питание идет с одного трансформатора.

Кардас: Если посмотреть на наш контроллер Casablanca II, то видно, что все платы физически отделены друг от друга. Таким образом, каждый каскад обработки сигнала защищен от шумов или искажений, вызываемых другими каскадами и узлами. В других процессорах вы не увидите такого уровня изоляции. Наоборот, все эти узлы смонтированы на одной плате!

WSR Ребер: Таким образом одно из отличий аудио и видео "высшего предела" состоит в минимизации шумов, вызванных перекрестным загрязнением от блоков питания? И жизненно важным становится сохранение сигнала в его максимальной чистоте?

Синклер: Конечно, так и должно быть.

WSR Ребер: И отсюда такие цены?

Синклер: Это одна из причин. Но мы говорим не о том шуме, который можно услышать, приложив ухо к колонке. Это такой вид шумов, который разрушает целостность сигнала, замутняя и загрязняя его. Этого шума можно даже не заметить, пока он не станет очевидным. На видео сигнале он придает изображению неестественный блеск. Мало кто видел такую впечатляющую картинку, какой вы добились от проектора в лаборатории вашего журнала Widescreen Review - она ошеломляет трехмерностью и объемностю. Изображение не просто большое и чистое. Вы смотрите как бы сквозь него, вглубь. Это как раз то, о чем мы годами говорили в аудио, имея в виду многоплановость и глубину звуковой сцены (soundstage). У человека зрение играет более важную роль, чем слух, поэтому мы сразу же замечаем улучшение изображения, полученного на высококачественном видео оборудовании. Оценить прекрасный звук можно при соответствующей подготовке и на основе опыта. К сожалению, опыт этот приобретается при покупке хорошей системы или не очень хорошей.

Кардас: Сейчас маркетинг ставит перед нами сложную задачу. Дело в том, что большинство недорогих массовых изделий играют на первый взгляд достаточно прилично, без откровенных потерь или искажений, особенно CD и DVD проигрыватели. При подключении к системе и отсутствии эталонного источника для сравнения, слушатель может и не подозревать, сколько информации теряется, пока он не подключит наш Carmen DVD/CD транспорт. Или владелец транспорта Carmen поднимется до уровня David. Я недавно беседовала с владельцем Carmen, который перешел на David и сказал, что не может поверить, насколько существенна разница. Люди просто не подозревают, чего они себя лишают.

Синклер: Мы все пользуемся тестовыми дисками, но только на любимом фильме или CD, когда ты полностью погружаешься в атмосферу кино или музыки, то понимаешь, что добился того, что хотел. В фильме "Пятый элемент", например, есть сцена, которую мы часто используем для теста аппаратуры: где метрдотель ресторана смотрит на календарь. Разрабатывая David, мы знали, что движемся в правильном направлении, когда могли разглядеть уже сам текст на календаре. На трехсотдолларовом плеере эта сцена выглядит хорошо, только вот на календаре не видно никаких надписей. Видны только линии, и все. Когда мы закачивали работу над David'ом, мы уже могли прочитать весь текст на странице. Это помогло нам сориентироваться. Сцена, которую мы только что просмотрели на вашей системе, когда героиня возрождается на ваших глазах, разворачивается в невероятных условиях, вы просто не верите в происходящее. Но если аудио и видео части системы настроены правильно, появляется чувство реальности происходящего, недоверие пропадает.



WSR Ребер: И этого можно добиться только победив помехи, или так называемый шум? И это - ваша цель?

Кардас: Одна из целей. Другая - качество сборки. Разница между Карменом и Дэвидом в том, что мы еще больше облагородили и без того рафинированный продукт, применив еще более высококачественные компоненты и увеличив количество сигнальных трактов.

Синклер: Мы сделали очень многое, но это ещё не самое главное.

WSR Ребер: Получается, что компонент-источник сигнала является абсолютно лимитирующим звеном, т.е. определяет качество звука.

Синклер: Сегодня, поскольку у нас появились действительно выдающиеся источники записи, мы хотим, чтобы наши компоненты совсем растворились, и никак не влияли на саму запись.

Кардас: И в этом огромное преимущество DVD. Его аудио и видео потенциал поразителен, и он все больше проявляется в кинофильмах. Мы свидетели этому при выпуске каждого нового диска.

Синклер: И это осложняет вашу жизнь как рецензента. В эпоху лазерного диска вы могли высказать свое отношение словами "Хорошо. Ужасно. Ничего". Сейчас дисков откровенно плохого качества не встретишь. Все довольно приличного качества.

WSR Ребер: Это так. Давайте поговорим об аудио части. Что определяет качество по настоящему хорошего многоканального процессора?

Синклер: То же, что определяет качество хорошего предусилителя. Но в это никто не верил, пока мы не выпустили Касабланку. Когда мы начали работу над Касабланкой, мы думали, что при правильной реализации наших идей аппарат будет звучать здорово, будь то кино или музыка. До этого разработка компонентов обычно ограничивалась тем, чтобы включить максимальное количество функций в маленький корпус по весьма доступной цене - о точности воспроизведения и музыкальной достоверности никто и не говорил. Когда я спрашивал разработчиков многоканальных процессоров, можно ли сделать surround процессор хорошо звучащим для музыки, мне отвечали, что для музыки нужна еще одна система. Причем никого не интересовало, есть ли на это дополнительный бюджет и найдется ли в доме место для двух по-настоящему хороших систем. Система, которая хорошо звучит, должна одинаково хорошо воспроизводить как кино, так и музыку. Мы попытались реализовать наилучшую схему предусилителя и наилучшую схему ЦАПов. Именно этим занималась Theta до того, как вошла в область видео. Именно Theta реализовала ЦАП в качестве отдельного самостоятельного компонента. И я хотел привнести это качество в многоканальный процессор звука.

WSR Ребер: Допустим, я хочу составить схему многоканального процессора. Каковы будут главные аспекты его разработки?

Кардас: Когда я впервые встретила Нила и узнала о компании Theta, я управляла аудио компанией своего отца. Мы очень серьезно относились к аналоговому звуку. Дома у меня была только аналоговая аппаратура. И мы выпускали высококачественные виниловые пластинки. Спустя несколько лет, когда мы обсуждали с Нилом возможность работы у него в компании, больше всего его волновало то, что он считал, что я не люблю цифру. Но реальность такова, что домашний театр - это цифровые технологии, и домашний театр составляет основу сектора домашних развлечений. Когда я начала заниматься цифровым звуком, я выбрала Theta, потому что ее ЦАПы вернули музыке душу. Из всего, что я слышала, их звук больше всего походил на аналоговый.

WSR Ребер: Все должно вернуться к аналоговому выходному каскаду.

Кардас: И этот возврат уже идет. Мы на Theta прониклись этой философией и реализуем ее в наших многоканальных процессорах-предусилителях. Мы понимаем, что у музыки есть душа, и на аналоге ее можно услышать. Слушатели хотят чувствовать музыку, а это ощущение мы получаем из деталей. Как вы организуете питание, внутреннюю изоляцию и разделение каскадов, как боретесь с взаимными помехами, используете ли аналоговую регулировку громкости - это все кажется довольно просто, но мало кто из производителей многоканальных предусилителей-процессоров делают это хорошо.

Синклер: Другие, например, применяют цифровую регулировку громкости, хотя она режет биты. На каждые 6 дБ аттеньюации (затухания сигнала) теряется один бит информации. Этим все сказано. Когда инженеров осеняет, они добавляют в сигнал сглаживающий импульс (dithering - дитер), уменьшая шумы. Но если бит потерян, то с этим уже ничего не поделаешь.

WSR Ребер: Итак, регулятор громкости звука можно выполнить в аналоговой или цифровой форме?

Синклер: Да. В цифре вы можете только уменьшать силу сигнала, т.е. аттеньюировать его. Нет такого явления, как увеличение по цифре (digital gain). Представьте амплитуду цифрового сигнала в виде лестницы со ступеньками по 16, 20 или 24 бита. Чтобы снизить громкость надо просто перейти на другую ступень. Вы говорите, что оригинальный 20-битный сигнал теперь стал 19? - битным и т.д. Чем выше скорость передачи битов, тем выше разрешение. При аттеньюации разрешение ухудшается. А в аналоговом режиме мы понижаем именно громкость, а не разрешение. Однако, если вы спросите, что же является ключевым аспектом, никто из нас не сможет ответить, потому что мы проповедуем целостный, комплексный подход. И именно такой подход мы используем сейчас, работая над нашим новым ЦАПом. В частности, мы прослушиваем четыре различных материала для печатных плат.

WSR Ребер: Неужели, сам композитный материал печатной платы?

Кардас: Да. Те же детали, та же схемотехника, все то же самое. А платы изготовлены из различных ламинатных материалов.

Синклер: Изготовители плат думают, что мы ненормальные.

Кардас: Нам просто надо было сказать им, что мы собираемся испытать различные платы на их теплостойкость, жесткость и т.д. На самом деле мы считаем, что различия в платах кроются в их свойствах диэлектрической абсорбции.

Синклер: На самом деле, мы мало что можем измерить, но звучат они по-разному. В наших регуляторах громкости, как упомянула Мэри, мы применяем раздельные металлопленочные резисторы. Многие, кто делает аналоговые устройства, просто применяют электроприводные потенциометры. Но использование отдельных резисторов дает нам самый лучший звук.

Кардас: На курсах для продавцов и просто в разговорах с покупателями я всегда стараюсь не обидеть других производителей аппаратуры, подчеркивая преимущества нашей. Но с подробными вопросами, которые вы задаете, этого трудно избежать, когда начинаешь сравнивать.

WSR Ребер: Моя цель - научить нашего читателя оценивать аппарат по его схемотехнике и качеству используемых компонентов и деталей. Например, один стоит $300, а другой $5000, но они оба выполняют в целом одинаковые функции. Как покупатель может узнать, что за свои кровные он получает максимум качества?

Кардас: Читатели Widescreen Review - люди, которые действительно слушают и слышат? Я имею в виду, что среди наших клиентов, например, одни хотят послушать, сравнивают прежде чем купить, другие просто ищут подходящего инсталлятора, который построит им театр.

Синклер: Потому что, аудио-видео стало таким сложным.

WSR Ребер: Опросы читателей показывают, что более 92% наших читателей сами собирают свои системы. И что у 84% одна система и для музыки и для кино.

Синклер: Вот это да!

WSR Ребер: Как более эффективно оценить звучание различных систем?

Кардас: Я рекомендую покупателям приходить со своим диском, который они хорошо знают. Это может быть эталонный тестовый диск или просто музыка, которая нравится. Звучание системы лучше оценивать на двухканальном источнике. На многоканальном источнике вас обязательно будет отвлекать видео изображение или центральный канал, и к тому же, вас легче поразить многоканальным звуком, заставить поверить, что это было здорово. На стерео этого добиться гораздо сложнее. При сравнении компонентов класса high end, я советую не вслушиваться в детали. Просто послушайте музыку и постарайтесь решить, какая из систем вовлекает вас, заводит, не оставляет равнодушным. На какой из систем вам захочется сесть и прослушать весь диск?! Когда я заинтересовалась домашним театром, Theta меня привлекла именно качеством своих ЦАПов. Другие компании распыляются на широкую гамму продукции, а Theta одна из немногих, кто ставит на первое место конструкцию ЦАПа, и реализует этот подход при разработке современных процессоров. Этот подход обеспечивает прорыв в качестве. И именно это заставляет людей сесть и послушать систему.

Синклер: Поначалу нашей задачей было заставить цифровой сигнал звучать музыкально, потому что первые цифровые источники играли откровенно плохо. Сейчас трудно вспомнить, прошло слишком много времени, но аудиофилы отскакивали в ужасе. То есть, Мэри хочет сказать, что вы можете сразу же определить, затрагивает ли система эмоции музыкой. Если аппарат или система находятся у вас дома несколько месяцев, то вы хорошо знаете потенциал аппарата или системы. Мэри говорит, что когда вы приходите в салон, вам надо быстро принять ответственное решение, потому что аппарат выбирается на годы. И гораздо проще получить полное представление о системе на основе прослушивания музыки, чем при просмотре кинофильма.

WSR Ребер: Это часть и нашей идеологии. При тестировании аппаратуры мы сначала слушаем музыку, чтобы составить впечатление. Если аппарат хорошо отыгрывает музыку, то он хорошо справится с любым сигналом. И здесь мы возвращаемся к старой схеме: "Я хочу послушать, как звучат клавишные - трогают ли они вас?". Но в этом случае мы услышим разницу в выходном каскаде системы, которым являются акустические системы. Все АС звучат по-разному. Колонки могут исказить сигнал, даже если после источника и усиления он сохранился в первозданном виде. На что именно вы обращаете внимание при прослушивании, когда оцениваете схемотехнику?

Синклер: По настоящему хороших колонок не так много, и мы пользуемся лучшими моделями от Martin Logan, Wilson, Arial, Thiel и несколько других.

WSR Ребер: То есть вы пользуетесь не одной парой, а несколькими от разных фирм?

Кардас: Приходится. Когда мы тестируем очередную новинку, каждый из нас прослушивает ее в своей домашней системе, а у наших сотрудников очень хорошие системы, из дорогих компонентов, и при этом все они очень разные. Важно, чтобы продукт мог адаптироваться к колонкам пользователя.

Синклер: Нам повезло, что многие разработчики колонок пользуются нашим оборудованием на выставках, в лабораториях и у себя дома. Около шести месяцев назад мы размещали рекламу у вас, на которой была фотография ведущих разработчиков АС. Сейчас я не упомню их всех, но большинство "акустиков" пользуются нашей аппаратурой. Таким образом, это симбиоз, совокупность.

Кардас: Они для нас - постоянный эталон. Они заставили нас предложить все эти кроссоверы --три разных типа, 12 различных точек среза для каждого типа и по 4 характеристики крутизны фильтра. Всего 144 варианта фильтров на пару колонок! То есть, какие бы колонки у вас не были, вы сможете точно их настроить, чтобы они оптимально играли в любой системе, комнате и ситуации.

Синклер: Вы либо даете полную свободу действий разработчику акустики, и в этом задача всех этих кроссоверов, либо поддерживаете одну правильную модель, которую потом всем предлагаете, но я не возьму на себя смелость сказать, какая колонка лучшая.

WSR Ребер: Возвращаясь к процессору - мы подаём цифровой сигнал от DVD-плеера на плату процессора. И этот сигнал может быть в формате двухканального PCM (импульсно-кодовой модуляции), Dolby Digital или DTS Digital Surround. Что дальше происходит на пути прохождения сигнала, что определяет качество звука?

Кардас: Имеет значение каждый этап этого тракта. Какие устройства ввода мы применяем. Какие генераторы тактовых импульсов. Как сигнал распознается на всем пути следования.

Синклер: Здесь есть опасность увеличения джиттера. В любой системе.

WSR Ребер: Как звучит джиттер и какое влияние он оказывает на качество звука?

Синклер: Джиттер - это амплитудная погрешность в цифровом сигнале. Когда сигнал с большим количеством джиттера попадает в аналоговый каскад, вы получаете погрешности в гармониках.

WSR Ребер: То есть, это своего рода паразитные звуки, которые отсутствуют в исходном сигнале?

Синклер: Это примеси, которые лишают музыку ее богатства.

Кардас: Меня в цифровом сигнале больше всего волнуют ВЧ искажения.

Синклер: Потому что по типу гармоник они чужеродны музыке. У ламповых усилителей может быть два, три четыре процента искажений. Не 0,4 а 4. И при этом они прекрасно звучат. Это такой тип искажений, если вы их вообще услышите, если они правильно организованы, если это "правильные" гармоники, от которых музыка только выигрывает. Звук становится не правильней или достоверней, а лучше, музыкальней. А некоторые виды цифровых искажений настолько не связаны с музыкой, что они заставляют понять, что вы слушаете нечто искусственное, не созданное в природе. И нам стоит огромных усилий избавиться от таких искажений. Когда Мэри говорит о тактовых генераторах …

WSR Ребер: Об их точности …

Синклер: Да. Использование прецизионных генераторов, ресинхронизация, сохранение цифрового сигнала, затем повторная синхронизация при извлечении из буфера, где короткое время сигнал сохраняется в памяти. Пока сигнал находится в памяти, он идеально синхронизирован, джиттер в нем отсутствует. При извлечении из буфера мы не можем полностью избежать джиттера, но стараемся использовать на этом этапе максимально точный генератор и насколько возможно снизить уровень джиттера, но лишь после буфера. Весь джиттер, накопленный до этого момента, уже полностью ликвидирован. Так что, раз мы не можем добиться сигнала, полностью лишенного джиттера, мы должны, по крайней мере, сильно постараться, чтобы сигнал на момент обновления был без джиттера, и потом допустить его минимальный уровень.

Кардас:
И мы решаем эту задачу и в транспортах и в процессорах.

WSR Ребер: Так что главный фактор - качество генератора синхронизирующих импульсов?

Синклер: Да.

WSR Ребер: Проходя через ступени синхронизации и ресинхронизации …

Синклер: Он синхронизируется на нескольких этапах.
WSR Ребер: Какая следующая стадия после начальной синхронизации?

Кардас: Идентификация типа сигнала, чтобы направить его по нужному пути в нужный каскад. Например, если сигнал распознается как DTS, то он направляется на плату процессора DTS, где его ожидает ресинхронизация и максимально интеллигентная, мягкая, щадящая обработка.

WSR Ребер: Это происходит на уровне программного обеспечения или просто микросхемой?

Синклер: Мы используем процессоры Motorola с зашитой программой декодирования DTS и Dolby.

WSR Ребер: Это лучше, чем загрузка с внешнего блока памяти компьютера?

Синклер: Это надежней. Думаю, обе компании уже не гарантируют результат при любой другой схеме.

WSR Ребер: Какой следующий шаг?

Кардас: После завершения обработки, если это многоканальный сигнал, в нем выделяются отдельные каналы. Отсюда, пока в цифровом формате, мы переходим к применению того или иного кроссовера. Здесь у нас большой выбор, в зависимости от продукта.

WSR Ребер: Или можно пустить сигнал в обход, напрямую?

Кардас: Совершенно верно. Можно пустить его в неизмененном виде. Если у нас входной сигнал аналоговый, то мы пускаем его через прямой аналоговый вход в режиме analog direct, минуя все возможные регулировки. Или можем преобразовать его в цифровую форму и применить все возможные кроссоверы, а затем обратно вернуть в аналог. Но всегда после обработки кроссовером мы перемещаемся в наш ЦАП. Все качественные изменения сигнала, о которых мы говорили - все, что Theta изучила за эти годы в области цифро-аналогового преобразования - осуществляются для каждого конкретного канала в объеме, специально выбранном именно для этого канала.

Синклер: Затем мы переходим к управлению громкостью.
WSR Ребер: В Касабланке II, которая у нас стоит здесь в эталонной системе, например, предлагается стандартный набор ЦАПов …

Кардас: Мы предлагаем четыре уровня качества преобразователей в Касабланке II. Наименее дорогой "стандартный" - небалансный. Другие балансные.

WSR Ребер: В чем преимущество балансного формата XLR по сравнению с небалансным RCA?

Кардас: В подлинно раздельной балансной схеме, как все конвертеры Касабланки, активный сигнал удваивается. И положительный и отрицательный сигналы обрабатываются в полноценных и полностью идентичных цепях.

Синклер: То есть у вас получается один и тот же сигнал в положительной и отрицательной форме. И мы соблюдаем это равенство на всем пути от цифрового входа до аналогового выхода. Так устраняются паразитные шумы и искажения, как в цифровой области, так и в аналоговой.

Кардас: Технический термин - ослабление синфазного сигнала.

Синклер: В системе Theta мы так ведем сигнал по всему тракту вплоть до выхода усилителя. Все наши усилители от флагмана Citadel до Intrepid являются балансными от входа до выхода. В звукозаписывающих студиях это применялось годами, но в бытовой акдио-видео электронике только недавно.

WSR Ребер: Как это влияет на качество звука?

Синклер: Он становится гармонически более правильным, эффект присутствия становится более очевидным, вы переноситесь в центр музыкального события. Но схема должна быть правильно выполнена. Есть аппараты с разъемами XLR, выполненные не по настоящему балансной дифференциальной схеме; на выходе у них установлена фазорасщепляющая микросхема. А схема должна быть реально удвоена.

Кардас: Полностью дифференциальные балансные схемы лучше управляются. Схемы распознают ошибки и устраняют их.

WSR Ребер: Так что наличие разъема XLR не гарантирует настоящей дифференциальной балансной схемы, как вы описали?

Кардас/Синклер: Нет, не гарантирует.

WSR Ребер: И хотя покупатель может и не догадываться, я уверен, фирмы-изготовители рекламируют эти аппараты как полностью дифференциальные балансные?

Кардас: Да.

Синклер: В кабелях только уменьшаются наводки, но все другие преимущества балансной организации отсутствуют. Кроме того, добавляется лишняя цепь, которая может придать звуку окраску и добавить шумы.

WSR Ребер:
На стадии цифро-аналогового преобразования в чем различия в звучании между линейными мульти-битными ЦАПами, применяемыми Theta Digital и однобитными ЦАПами Sigma/Delta.

Синклер: Хотя Theta применяет вариант sigma/delta в менее дорогих платах ЦАП и мульти-битные ЦАПы в более дорогих платах, я бы не стал делать вывода о сравнительном качестве звука. Есть как хорошо, так и плохо звучащие ЦАПы обоих типов, как мульти, так и однобитные. Если говорить об определяющем элементе цепи преобразования, так это цифровой фильтр. В своих ЦАПах Superior и Xtreme мы применяем программируемые фильтры. Они длиннее, полнее, интеллигентнее обычных, имеющихся на рынке.

WSR Ребер: Что именно они фильтруют?

Синклер: Они фильтруют паразитные шумы, возникающие в цифровом сигнале. Читатели Widescreen review знакомы с теоремой Найквиста?

WSR Ребер: Многие, но не все.

Синклер: Помимо своей основной функции отсекать паразитные шумы в полосе пропускания, устраняя таким образом их влияние на слышимый сигнал, цифровой фильтр является еще и реконструирующим фильтром. Он восстанавливает сигнал. По настоящему интеллигентный фильтр адаптирует сигнал к форме синусоиды. Простые готовые фильтры на это не способны.

WSR Ребер: Таким образом, на пути от Standard к Xtreme вы в основном используете более совершенные фильтры и более высокую скорость передачи данных?

Синклер: И более качественный ЦАП. Скорость передачи данных вопроса не решает.

WSR Ребер: То есть, не имеет значения, какой у вас ЦАП: 18-, 20- или 24-битный?

Кардас: Это скорее внешний фактор, он ничего не говорит о звуке. С практической точки зрения, если вы хотите воспроизводить материал формата 24 бит/96 кГц на Касабланке, то вам по крайней мере нужен ЦАП "Супер" качества, но это не объясняет, почему один звучит лучше другого.

Синклер: Есть ужасно звучащие 24-битные ЦАПы и очень приличные 16-битные. Это такого же рода ловушка, как ориентироваться при покупке усилителя только на его выходную мощность. 20-битные ЦАПы в наших платах ЦАП Superior обеспечивают разрешение такого же количества битов, как и 24-битные ЦАПы в наших новых платах Xtreme - качества. Но Xtreme звучит лучше, хотя имеет ту же разрешающую способность, то есть то, что должно обеспечиваться большим количеством битов, но на деле это не всегда так. Потому что указание на 24 бита не обязательно означает реальной разрешающей способности в 24 бита, а лишь указывает на способность работать на 24-битной частоте.

WSR Ребер: Xtreme платы, которые мы установили сегодня на нашей Casablanca II, работают на частоте 24 бита в секунду. Если улучшенное звучание определяется не частотой, то чем же? Фильтрацией?

Синклер: Сам ЦАП лучше, чем предыдущий. 24-битная частота не ухудщает его качества, но все дело в том, что это просто великолепный сам по себе 24-битный ЦАП. Ну и цифровой фильтр лучше, чем на плате Superior. И ЦАП и первый каскад усиления выполнены на тефлоновых платах.

WSR Ребер: Итак, мы прошли все это и вернулись к стадии обратного преобразования сигнала в аналоговую форму. Что происходит теперь?

Синклер: В конце имеется каскад преобразования тока в напряжение и выходной каскад через буфер, после чего сигнал устремляется на усилитель.

Кардас: По очень высококачественным кабелям.

Синклер: Видно, что она выросла в семье профессионала кабельщика?
Но нельзя упускать из виду и некоторые другие элементы. Например, наш блок питания. Мультитрансформаторный блок позволяет обеспечить каждый каскад обработки собственным чистым источником питания. Мы делаем это и в менее дорогой Casa Nova, и в Casablanca. Это линейные трансформаторы, а не крохотные переключатели, страдающие от своих собственных проблем излучения. Время от времени мы изучаем продукт конкурентов. Открываем и видим неэкранированный импульсный блок питания. Мы до такого никогда не опускаемся.

Синклер: Гарри, когда в следующий раз у тебя появится изделие от конкурентов, полюбопытствуй, что там внутри. Ты будешь поражен.

Кардас: Каждое звено цепи обеспечено чистым питанием и, теоретически, неограниченным. Так что это звено может потреблять столько энергии, сколько ему нужно, не создавая помех другим звеньям процессора.

WSR Ребер: Получается, что процесс разработки - это симбиоз науки и искусства, начало которому было положено в пору зарождения цифры, и через опыт и эксперименты вы поняли, какие подходы работают лучше других?

Синклер: Именно. Хотя основное, чем мы занимаемся, это - наука, многое относится к промыслу "от лукавого". За годы появилось понимание того, что и как работает, но мы не способны объяснить почему. Основная часть знаний не передается в процессе дискуссий. У нас все еще работает Дейв Керстеттер, наш первый ведущий инженер, который начал первый проект Theta 15 лет назад.

WSR Ребер: Покупатель может обратить внимание, что некоторые процессоры, предусилители и DVD-плееры сделаны из тонкого пластика. Они очень легкие, а когда подсоединяешь кабель потолще, разъемы перекашиваются. Качество изготовления таких приборов весьма посредственное. Где же проходит та грань, которая определяет абсолютное качество?

Синклер: Некоторые аспекты качества изготовления имеют отношение к звуку, а некоторые к долговечности. Аппаратура, о которой мы рассуждаем, относится к категории дорогих, независимо от того, как мы ее делаем, поэтому мы просто обязаны делать ее прочной и надежной, на долгие годы эксплуатации.

Кардас: Частично вес зависит от трансформаторов, о которых мы только что говорили. Трансформаторы придают аппарату весомость, и чем их больше, тем он тяжелее. Но такое утяжеление вполне оправдано, поскольку мы используем больше трансформаторов. Частично вес связан с резонансами. Чтобы их подавить, нужна достаточная масса. Еще один важный аспект - экранирование. Мы защищаемся от проникновения внешних излучений внутрь аппарата, и от выхода внутренних излучений наружу.

Синклер: Действительно замечательно, что крупные транснациональные компании выпускают доступную аппаратуру, которая достойно служит большинству людей. Аппаратурой Theta интересуются перфекционисты, которые желают на долгие годы оставаться на переднем краю возможного - именно поэтому они приобретают наши компоненты. Это другая философия.

WSR Ребер: Каскад усиления в аудио системе призван поднять низкий уровень сигнала от источника до уровня, на котором акустические системы смогут преобразовать его в акустическую энергию звуковых волн. Каскад предусиления в многоканальных процессорах отвечает за коммутацию, буферизацию и управление громкостью на шести и более каналах, а также за небольшое усиление слаботочного сигнала. Усилитель мощности принимает немного усиленный по уровню сигнал и далее "поднимает" его до уровня, способного раскачать акустические системы. Хороший усилитель выдает на колонки точную копию сигнала, полученного с выхода предусилителя. Процесс усиления происходит непрерывно по мере прохождения сигнала от одного каскада на другой, пока он не достигнет мощности, способной привести в действие излучатели акустических систем. Работа колонок определяется состоянием электрического сигнала, который они получают после многочисленных этапов усиления во всех других компонентах системы. Что отличает Theta Digital в подходе к усилителю?

Синклер: Две вещи. Как мы упомянули на примере усиления слабого сигнала, мы верим в дифференциальную балансную организацию, и именно по полностью балансной схеме от входа до выхода сделаны все наши усилители. Это означает, что усиление в каждом из двух каналов проходит по двум каналам. Один канал для каждой синусоиды фазового сдвига, причем на основе сравнения со второй синусоидой происходит постоянная дифференциальная коррекция, или ослабление синфазного сигнала, т.е. устранение всех оставшихся искажений. Другой ключевой аспект, в который мы также верим - минимально возможный уровень общей отрицательной обратной связи (ООС). Ни в одном нашем усилителе мы не применяем ООС.
Обратная связь широко применяется в усилителях по двум причинам. Без общей обратной связи трудно стабилизировать усилитель, удержать его от возбуждения и разрушения. Кроме того, хотя ООС позволяет радикально уменьшить измеряемые искажения, мы обнаружили, что в любом случае ООС была различима на слух самым предсказуемым образом, и в больше степени, чем сами искажения, ради устранения которых она применяется. Мы сломали немало копий, разрабатывая стабильную конструкцию усилителя, который обходился бы без ОС. Но чтобы это понять, надо представлять, как работает ООС.

WSR Ребер: Я как раз собирался спросить, как работает ООС. В чем именно она состоит?

Синклер: В обобщенном виде, это сравнение входного сигнала с выходным.

WSR Ребер: То есть, в идеале они должны быть абсолютно одинаковы?

Синклер: Да, за исключением амплитуды. Проблема в том, что на сравнение сигналов затрачивается время, которое вызывает фазовый сдвиг, и вы слышите это. Есть определенный призвук, который я не могу описать, но по которому вы чувствуете применение обратной связи. Чем больший уровень обратной связи в усилителе, тем сильнее проявляется этот звук. Это неприятный призвук в основном в верхнем среднечастотном диапазоне и немного в верхнем спектре. Ты можешь с этим смириться, Мэри?

Кардас: Это немного похоже на джиттер.

Синклер: Он мешает слушать. Вы е





© Синетек 2004-2024
  карта сайта           обратная связь         контакты         рассылка